Концепция ада зародилась чрезвычайно давно. Шумерский народ, древнейшая человеческая цивилизация, уже имел представление о подземном мире. Возможно, это связано с изначальной космогонией Древней Месопотамии. Задаваясь вопросом о сотворении мира, его структуре, шумеры не могли не отметить, что если над ними существует небесная сфера, где правят божества — Аннунаки и Игиги, то, несомненно, и наличие нижнего мира. В Подземном царстве, которое древние шумеры называли Кур, существовали, соответственно, свои правители из числа богов. И концепция подземного мира, прошедшая трансформацию в Аид греков и ад других народов, перекочевала во многие, в том числе дожившие до наших дней, религии.

О царстве мертвых Кур, которое также называли Ки-галь и Иркалла, мы узнаем из сохранившихся шумерских мифов. В частности, это «Нисхождение Инанны в нижний мир», «Смерть Думузи», «Гильгамеш и подземный мир», «Когда пир устроили боги…» и другие. Уже тогда шумерцы называли ад «Страной, откуда нет возврата».

Как пишет Самюэль Крамер, шумерские мудрецы считали, что Солнце после захода продолжает свой путь в нижнем мире. Соответственно, земною ночью в Куре царит день. Луна же проводит в подземном мире всего один день в месяц. Также он отмечает, что божества Солнца и Луны — Уту (Шамаш) и Нанна (Син) принимали участие в судах над мертвыми.

Также Крамер утверждает, опираясь на поэму «Гильгамеш, Энкиду и нижний мир», что

В Эрехе были ворота, напротив которых можно было сесть и через которые смертный, во всяком случае типа Энкиду, мог сойти в нижний мир, хотя как это происходило неясно.

С поэмой «Гильгамеш, Энкиду и нижний мир» можно ознакомиться здесь:
http://skazanie.info/gilgamesh-enkidu-i-nizhnij-mir

Эрех — это название города Урука, важнейшего центра и гегемона Южной Месопотамии в самом начале истории шумерской цивилизации.

карта Древней Месопотамии
Карта Древней Месопотамии

Шумерская цивилизация славилась стремлением к порядку, к соблюдению законов. Даже Боги не могли нарушать высшие правила, а если и совершали подобные проступки, то жестоко карались. Название «Страна, откуда нет возврата» для Кура не является просто красивым оборотом. Главным законом нижнего мира было то, что покинуть его невозможно за редким исключением. Однако существовал шанс схитрить — предоставить кого-то вместо себя. Этой лазейкой пользовались могущественные боги.

Яркий тому пример — поэма «Энлиль и Нинлиль: рождение бога Луны». Из текста мы узнаем, что Энлиль силой овладел невинной богиней Нинлиль. За этот проступок бог воздуха был изгнан в нижний мир. Не смотря на то, что Энлиль относится к могущественной верховной тройки шумерского пантеона, он вынужден подчиниться суду пятидесяти богов и семерых вершителей судеб.

Однако Нинлиль влюбилась в божественного насильника. Беременная богом Луны, она решила последовать за Энлилем. И бог воздуха придумал хитрый план, чтобы обойти закон нижнего мира и спасти себя, супругу и их общего сына. Он убедил Нинлиль во всем быть покорной на пути в Кур. Энлиль последовательно принимал образы привратника главных ворот, стража пожирающей реки и перевозчика и ложился в постель к Нинлиль.

Так появилось три хтонических божества: Нергал, бог войны и смерти, Ниназу, бог омоложения и исцеления, Энбилулу, смотритель каналов. А Энлиль смог обойти правило подземного мира, оставив вместо себя, Нинлиль и Нанны, троих  богов. Текст поэмы и более подробное ее описание можно прочесть здесь:
http://skazanie.info/enlil-i-ninlil

В подземном царстве правят Эрешкигаль, «великая подземная госпожа», и Нергал, называемый «владыкой обширного жилища». О титуле Нергала я писал в статье «Темная богиня Хубур: от шумерских истоков к современному жречеству»:
Нергал, хтоническое божество подземной страны Кур из числа игигов, величался как «король Хубур» в списках шумерских богов.

Именно эта страшная река в царстве мертвых, имеющая стража и перевозчика, о которой велась речь в поэме «Энлиль и Нинлиль», и является Хубур. Став главным божеством подземного Кура, наравне с супругой, Нергал становится королем Хубур, что служит границей его царства мертвых.

Как отмечал Крамер, вход в подземный мир существовал в Эрехе, месте владычества Думузи и Инанны, но особенно почитались Эрешкигаль и Нергал в другом месте — городе Кута. Правда, это было значительно позднее Древнего Шумера, уже в период вавилонских царств.

О сложных отношениях хтонических супругов известно из нескольких версий мифа «Нергал и Эрешкигаль». Существует поздняя ассирийская версия «Царицу народов…» и более ранняя «Когда пир устроили боги…» из Телль-эль-Амарны. В обоих версиях мифа Нергал не является божественным жителем подземного царства. И в обоих текстах он спускается вниз, чтобы победить Эрешкигаль и стать ее супругом.

nergalseal
Нергал и поверженный враг. Фрагмент печати из Багдадского музея

В одном случае Нергал побеждает с помощью 14 демонов, оставляя их по двое в качестве стражей проходимых им ворот. В другой версии при прохождении каждых из 7 врат, он вынужден оставлять какую-то вещь.  Нергал входит в чертоги Эрешкигаль и берет ее себе в жены:

Вступил он во двор ее просторный.
К ней подошел и засмеялся
Он схватил ее за ее косы.
Он стащил ее с ее престола,
Он схватил ее за длинные кудри,
Ибо любовь была в его сердце.
Брат и сестра обнялись оба.
Со страстью взошли они на ложе.

Оба варианта мифа «Нергал и Эрешкигаль» на русском языке читайте по ссылкам:
http://skazanie.info/nergal-i-ereshkigal
http://skazanie.info/tsaritsu-narodov

Как писалось выше, в одной из версий мифа, богу Нергалу пришлось оставлять одежды проходя семь врат Кура. Чтобы пройти в царство Эрешкигаль Инанне, более известной под именем Иштар, предстояло тоже самое. Об этом мы узнаем из известного мифа «Нисхождение Инанны в Подземный мир». Текст очень важен для исследования Кура и прочесть его можно здесь:
http://skazanie.info/niskhozhdenie-inanny-v-nizhnij-mir

«Нисхождение Инанны в Подземный мир» подтверждает выдвинутые выше два тезиса. Во-первых, даже для великих богов существуют законы, и они должны поддерживать существующий мировой порядок. Во-вторых, с ада шумеров нет возврата. Что смертным, что великим существам Аннунакам и Игигам, если они не используют лазейки в высших законах, суждено оставаться в Куре. Как это и произошло с Нергалом.

Иштар-Иннана, будучи богиней не только любви, но и войны, и отличаясь честолюбием и своеволием(или наглостью), решает захватить подземный мир, где правит ее сестра Эрешкигаль. Как справедливо отмечает В. В. Емельянов, она вероломно пытается нарушить три ритуальные нормы.

Она покидает жилище, оставляет свои храмы и города без защиты, как от захватчиков-людей, так и разного вида враждебно настроенных богов и демонов. В. В. Емельянов пишет, что подобный поступок для богини — событие из ряда вон выходящее и нарушающее божественный порядок:

Уход же Инанны – богини любви и войны – означает ослабление страстей в мире, закрывает путь соперничеству и размножению людей, Инанна покидает сразу и Небо, и Землю, что нетипично для небесной богини, и уходит вниз, под Землю. Так ею нарушается первая норма жизни богов: жить в определенном месте и не оставлять храм своего города без защиты. Небесное создание не должно пребывать под землей. Поэтому закономерен вопрос привратника Подземного мира: «Если ты звезда восхода, зачем явилась в Страну без возврата?»

Во-вторых, Инанна не желает оставлять свои вещи при прохождении семи врат подземного мира. Таким образом, она пытается нарушить вторую ритуальную норму, справедливо опасаясь предстать перед троном Эрешкигаль без защиты магических амулетов и атрибутов власти. Однако этому правилу «Страны, откуда нет возврата» Иштар все-таки пришлось подчиниться. Привратник подземного царства Нети постепенно заставляет ее снять все одеяния и украшения.

Почему вообще существует подобный закон, заставляющий всех обнажаться при прохождении врат Кура? На этот вопрос можно найти ответ у востоковеда и шумеролога Емельянова:

входить в Подземный мир можно только без знаков отличия и защиты, потому что, во–первых, обитатели этого места равны между собой, а во–вторых, правители загробного мира боятся чужих, которые могут захватить его.

В-третьих, Инанна-Иштар пытается нарушить правило, о котором писалось выше при исследовании мифа о Энлиле. А именно то, что Кур — земля без возврата. Попав во дворец Эрешкигаль, без защиты перед лицом хтонической повелительницы и ее свиты, состоящей из семи судей-аннунаков, Иштар стала легкой добычей для царицы загробного мира. Эрешкигаль умертвила взглядом небесную богиню.

British_Museum_Queen_of_the_Night
Царица Ночи. Изображает богиню из предполагаемой троицы: Иштар, Эрешкигаль, Лилит. Древневавилонский период. Британский музей.

Тут отмечу, насколько могущественны подземные боги. То, с какой легкостью Эрешкигаль расправилась с младшей сестрою — небесной богиней любви, поражает:

И она вошла и, склонясь, приблизилась.
Сестра ее вскочила с трона.
Затем снова на трон уселась.
Семь судей-Ануинаков пред нею суд вершат.
На Инанну взглянула — взгляд ее смерть!
Слова изрекла — в словах ее гнев!
Крик издала — проклятья крик!
Ту, что вошла, обратила в труп.
Труп повесила на крюк

Ancient_Akkadian_Cylindrical_Seal_Depicting_Inanna_and_Ninshubur
Аккадская цилиндрическая печать, изображающая Инанну со львом перед посланником Ниншубуром

Однако мудрая Инанна заранее подготовила возможный путь спасения, наказав своему слуге Ниншубуре искать помощи у богов, если она не вернется в течение трех дней. С божественной помощью ей удается воскреснуть. Однако нарушив закон Кура, Инанну ждет неминуемое возмездие за совершенный проступок:

Инанна встает.
Инанна из подземного мира выходит.
Ануннаки ее хватают.

«Кто из спускавшихся в мир подземный
Выходил невредимо
Из мира подземного?
Если Инанна покинет «Страну без возврата»,
За голову голову пусть оставит!»

Инанна из подземного мира выходит.

Емельянов приводит аккадскую версию сюжета, по которому Иштар удалось покинуть Кур лишь с помощью страшной угрозы выпустить мертвых в мир живых, что само по себе страшное нарушение мирового баланса, установленного самим сущим. Так небесная богиня четырежды посягает на нерушимые правила Кура:

А не откроешь ворота, привратник,
Дверь разнесу, засов разломаю,
Вырву косяк, повышибу створки,
Выпущу мертвых – пусть живых пожирают:
Меньше, чем мертвых, станет живых!

Инанну отпускают в мир живых лишь в сопровождении демонов галлу. В поисках замены себе небесная богиня прогневалась на своего мужа Думузи, царствующего в Эрехе(Уруке), и насылает злых демонов на него. Думузи просит помощи у солнечного бога Уту. Как пишет С. Крамер, шумеролог с мировым именем,

 в этом месте повествования — в середине молитвы Думузи — текст на табличках заканчивался, и до недавнего времени читатель оставался в состоянии неведения. Однако теперь мы знаем грустную концовку: Думузи, несмотря на трехкратное вмешательство Уту, унесен на смерть в нижний мир вместо своей разгневанной и раздосадованной жены Инанны. Об этом мы узнаем из малоизвестной поэмы, которая не является частью «Сошествия Инаны в нижний мир», но непосредственно связана с этой поэмой

Речь идет о тексте, получившем название «Смерть Думузи». Прочитать его на русском можно по ссылке: http://skazanie.info/smert-dumuzi-ili-son-dumuzi

В очередной раз мы убеждаемся в могуществе хтонических существ Кура, что даже бог Солнца не в силах спасти Думузи от вездесущих семи демонов галлу. Бог-пастух, правивший Эрехом многие тысячи лет наравне с божественной супругою, отправляется в подземное царство.

Dumuzi_aux_enfers
Цилиндрическая печать, демонстрирующая Думузи в руках демонов галлу

Если обратиться вновь к тексту про спуск Инанны, то можно отметить такую деталь — могущественные боги Нанна и Энлиль предпочли отказать слуге Ниншубуре в деле спасения богини любви, что тоже является показателем их отношения к Иркалле. Небесные Аннунаки не горят желанием идти на конфронтацию с подземным Куром.

Убедившись в незыблемых законах подземного мира, вернемся к теме могущественных существ, населяющих мрачный шумерский ад. Под предводительством Эрешкигаль и Нергала в Иркалле обитают многие другие хтонические боги и злобные существа.

В первую очередь нужно вспомнить бога судьбы и смерти — Намтара. Сын и посол Эрешкигаль, он повелевает 60 болезнями, принимающих вид демонов. Его супруга — невидимая богиня Хушбишаг. Их совместная дочь — Хемдикуга. Намтар присутствовал на пиру богов как посланник от Эрешкигаль. Он опознал Нергала, вынужденного спуститься к вратам Кура за неуважение к госпоже.

Привратника подземного царства, который встречал Инанну, зовут Нети. Он главный страж входа в подземное царство, этакий Харон. С разрешения госпожи именно он провел во дворец обнаженную Инанну. Кстати, небесная богиня  явилась в Кур под предлогом почтить смерть Гугаланны, которого называют первым мужем Эрешкигаль (до Нергала).

Семерку злых демонов, созданную верховным богом Аном для бога чумы Эрры (проявления Нергала) не нужно путать с демонами утукку. Утукку по определению не являются злыми, это восставшие призраки. Злых духов-утукков называют эдимму. А самые известные среди эдимму были демоны Асаг и Аль.

Чудовищный Асаг относится и к утукку, и к галлу, семерки злых демонов, которые были посланы вслед Инанне и по ее повелению забрали Думузи в Кур. Не удалось идентифицировать, представляет ли галлу название для некого вида могущественных демонов, либо это отдельно взятое имя демона Галлу.

Страшного демона Асага победил бог-воитель Нинурта с помощью магической говорящей булавы Шарур, советуясь через нее с отцом Энлилем. Согласно мифам, Асаг настолько отвратителен, что одно его присутствие заставляло вариться рыбу в реках. Его сопровождает армия демонов, рожденных от его связи с горами.

Аль, или Алу, тоже относительно известный мстительный дух среди утукку из аккадской и шумерской мифологии. У него нет рта, губ или ушей. Он блуждает по ночам и вселяется в людей, пока они спят. Такое подселение приводит к бессознательности, коме, параличу.

Небольшой отрывок текста, цитируемый Стивеном Г. Лэнгдоном в 1864 году, показывает, как действуют демоны:

Злой Утукку, который убивает человека на равнине.
Нечестивый Аль, который покрывает (человека), как одежду.
Злой Эдимму , злой Галль , который связывает тело.
Ламма (Ламашту), Ламмеа (Лабасу), которые вызывают болезни в организме.
Лилу, который бродит по равнине.
Они приблизились к страдающему человеку снаружи.
Они вызвали болезнь в его теле.
Проклятие зла вошло в его тело.

Кроме категорий демонов утукку, галла, лилу, примечательно упоминание имени Ламашту. О ней известно чуть больше. Это львиноголовая женщина-демон, поднимающаяся из Иркаллы, чтобы насылать болезни, красть детей. В отличие от утукку, Ламашту не просто дух усопшего, а одна из семерки злых демонов, созданной богом Аном.

Также в Liber Azerate приводятся имена 11 демонов, которые свергнут демиурга. Это Лахму, Мушмахху, Ушумгаллу, Башму, Мушуссу, Угаллу, Уридимму, Гиртаблуллу, Уму Дабруту, Кулуллу, Кусарикку. Без сомнения, некоторые из данных имен пересекаются с демонами утукку и галлу, среди них есть шумерские Древние. Есть и демоны бездны, созданные Тиамат(Хубур) для борьбы с богами, но при этом есть и имена нейтральных божеств-спутников старших богов. Если вспомнить, что Хубур — прерогатива Кура, и Нергала соответственно, то и эти демоны находятся именно в мире мертвых.

Однако современные тексты и иные практические проявления религиозного наследия Шумера через призму Эрешкигаль и ее подземного царства будут рассмотрены в рамках другой статьи.

Напоследок отмечу, что в период Вавилона, Кур — не только место, но и некое существо, дракон из свиты великой Тиамат. Еще один пример, когда место персонифицирует, или наоборот, бог дает название месту. Так было с Абсу, прародителем всего, ставшим домом для Энки. Так было с Хубур, это и пожирающая река, и дракон. Так было и с Эрешкигаль, чей дворец в Куре носит ее имя.

Известна история, что убийство великого змея Кур приводит к потопу. Сэмюэль Крамер приводит три версии разных мифов, где фигурирует убийство дракона Кура, но разными героями-богами.

И по всей видимости, именно дракон повинен в том, что Эрешкигаль стала богиней подземного царства. Кур утащил ее в пустоту под землей. Интерпретируя само значение и происхождение названия подземного ада шумеров Крамер делает важный вывод, что Кур,

таким образом, космически задуманное — пустое пространство между земной корой и первобытным морем

И еще одно занимательное умозаключение, указывающее на схожесть Кура и Тиамат:

Более того, не исключено, что чудовищное существо, жившее на дне «великого внизу» непосредственно над первобытными водами, также называется Куром

Не смотря на существование огромного пласта информации, послужившей источниками для данной статьи,  Иркалла и ее обитатели остаются малоизученной темой в среде научной шумерологии. Информация часто крайне фрагментарна и скудна, что говорит о малом количестве сохранившихся исторических памятников Шумера. Например, до сих пор неизвестна иконография Эрешкигаль.

Как я обещал в одной из публикаций, что иногда буду писать о Древнем Шумере, их религии и богах. Поэтому если вас интересует эта тема, то все статьи будут доступны по специальному тегу: https://gagbaa.wordpress.com/tag/шумер/. Например, мною написана статья о Хубур, драконе Хаоса. Материал о ней также вошел в раздел «Бестиарий», рекомендую к прочтению.