Несколько месяцев назад произошло важное событие в мире фантастики, которое как-то прошло мимо меня. Всемирная премия фэнтези(World Fantasy Award), выходившая с 1975 года и вручаемая на всемирном конвенте фэнтези в США, официально сменила формат статуэтки. Вместо бюста Г.Ф. Лавкрафта с этого года вручается новая награда — диск Луны, обвиваемый ветвями дерева. Известно, что конвент, где лауреаты получат обновленные статуэтки впервые, пройдет осенью 2017 года в Сан-Антонио, штат Техас.

 

world-fantasy-award-lovecraft
Всемирная премия фэнтези с 1975 по 2016 год

Об этом событии написали многие. Например, Игромания и Shazoo. По словам «Игромании», официальная причина в том, что организаторы премии «хотели бы что-то презентабельное, что отражало бы глубину области фэнтези, от ужасов до высокой литературы, и всего, что находится между ними». 

Однако это могло произойти по иным причинам. Скандал вокруг взглядов Говарда Филлипса Лавкрафта, которые по современным меркам не отличались толерантностью, начал раздуваться еще в 2011 года, когда лауреатка премии  Ннеди Окарафор написала заметку в блоге, увидев связь между наградой-статуэткой Лавкрафта и расизмом. В частности, она отметила, что «нельзя прославлять человека, использовавшего литературу как оружие против других рас».

В 2015 году история получила продолжение. Некий писатель Дэниел Хозе Олдер создал петицию на Change.org и потребовал заменить бюст Г. Ф. Лавкрафта на лик чернокожей писательницы. Нездоровая инициатива нужного количества голосов не набрала. Но наверняка навела администрацию премии на мысль, что подобные инциденты могут происходить с завидной частотой.

Следовательно, организаторы решили перестраховаться и обезопасить премию от таких нападок в дальнейшем. Был проведен конкурс на новый вид статуэтки всемирной премии фэнтези. Весною 2017 года выбрали победителя. Им стал скульптор и художник Винсент Виллафранк и его работа в виде черного сухого дерева, обвивающего лунный диск.

Всемирная премия фэнтези с 2017 года
Всемирная премия фэнтези с 2017 года

Однако многие забывают, что в те времена, когда жил Г. Ф. Лавкрафт, подобные взгляды были нормой. Это особенно подчеркивается исследователями его творчества. Белый джентльмен родом из Новой Англии и проживший там всю жизнь соответствовал духу своего времени. Также многие забывают, что с возрастом Лавкрафт гораздо смягчился в своих взглядах и уже не был таким ярым расистом. Все люди имеют право на ошибки, и великие писатели тоже.

Поднимается вопрос, что «должна ли его фигура, которая в нынешнее время подвергалась бы жесткой критике и бойкотам, олицетворять достижения человека»? Я отвечу на это, что если Лавкрафт был бы нашим современником, то имел бы абсолютно другие взгляды, благодаря социуму, воспитанию и образованию. В противном случае ему бы хватило ума не афишировать личные убеждения публично.

Вспоминаются слова Питера Левенды, который сказал, что «любая книга всегда более важна, чем ее автор, издатель, редактор, книжный дизайнер, принтер и т. д.» Когда мы читаем потрясающие истории автора, то нам наплевать, какие у него убеждения, какой он человек и каково его отношение к политике, другим расам, дождливому сезону, стейкам с кровью. Нас не интересует его биография и его жизнь. Мы хотим насладится его творчеством, получить новые эмоции, удовольствие от чтения.

Таким образом, перед нами классический пример Ad hominem, или перехода на личности, необъективного аргумента к человеку, когда вопрос лежит совсем в иной плоскости. Логическая ошибка, когда мы оцениваем саму личность вместо того, чтобы смотреть на его объективный вклад и заслуги, в данном случае в литературу ужасов и фантастику.

Именно Г. Ф. Лавкрафт, как новатор в хорроре, являлся самым удачным кандидатом для статуэтки подобной награды. Тем более, темой первого конвента, который проходил еще в 1975 году, было именно творчество Лавкрафта и его последователей. Тогдашнее событие проходило в родном городе американского писателя — Провиденсе, а в жюри были Рэмси Кемпбелл и Фриц Лейбер, которые внесли собственный вклад в  «Мифы Ктулху».

Из всего выше следует, что я не одобряю подобного решения организаторов всемирной премии фэнтези. Однако их прагматичное отношение можно понять, учитывая истерию толерантности в западном либеральном мире.