Говард Филлипс Лавкрафт писал: «у призрачного ужаса, как правило, небольшая аудитория, поскольку он требует от читателя вполне определенной способности к фантазиям и отстранению от обычной жизни». По этой или иным причинам роман австрийского писателя Густава Майринка «Ангел западного окна», написанный и опубликованный в 1927 году, не снискал популярности у современников.

Несколько лет назад я прочёл «Голем». Это первый роман, написанный Майринком. Он принёс ему литературный успех и известность, и считается лучшим произведением австрийского писателя. «Голем» произвел на меня сильное впечатление. Однако последнее крупное произведение автора, именно «Ангел западного окна», затронул мои самые глубинные струны души.

Я был поражён, насколько чужое произведение перекликается с моим личным творчеством. Моя идея романа «Когти богини» —  искривлённое отражение «Ангела западного окна». И связано это с глубоким символизмом романа австрийского писателя, его мощной архитипичности. Химическая свадьба, идея роковой дамы, алхимическое становление души, путь героя — это лишь малая часть архетипов, затрагиваемых в тексте романа, которые проходят путеводной нитью через творчество Майринка и других писателей на стыке мистицизма и реализма.

При всём при этом, общее между «Ангелом западного окна» и моей концепцией романа, как ни парадоксально, велико в частностях, но различно в главной идеи. Это вдохновляет на более активную работу над собственным творчеством, ведь знание, что ты на этом пути не один, подкрепляет дух. Классики оставили фонарь, рассеивающий тьму для будущих путников от литературы. Принять с благодарностью свет знания, или же нет — личное дело каждого. А как далеко ты сможешь зайти, переступив за границы проторенной тропы, или же, не выдержав трудностей дороги, сойдёшь с дистанции многим раньше — покажет время.

Эти размышления наглядно демонстрируют, что Густав Майринк написал потрясающее произведение. «Ангел западного окна» гармонично переплетает прошлое, где ведётся повествование от лица Джона Ди, и настоящее, где один из его потомков, барон Мюллер, проживает в Вене, и сталкивается с аналогичными испытаниями.

Мастерство автора проявляется в стирании границ между мирами. Его герои вне времени, оно не существует для них. Когда речь идёт о бессмертной душе, стоящей на перепутье, словно одинокий колос пшеницы, качающийся на ветру инфернальных сил, ставший невольным участником в незримой битве тёмных и светлых сил, важно тонко показать все нюансы происходящего. Густав Майринк с этим блестяще справился.

Поэтому «Ангел западного окна» — маст хев для любого, кто увлекается мистической литературой, магическим реализмом и хоррором. В мой личный топ произведений для обязательного прочтения, который я опубликую позже в данном блоге, «Ангел западного окна» обязательно войдёт.

Реклама