«Мифы Ктулху» — это вымышленная вселенная, являющаяся поджанром Лавкрафтовских ужасов. В свою очередь Лавкрафтовские ужасы называют частью жанра космических ужасов, в рамках которого творил Г. Ф. Лавкрафт и круг его друзей и последователей. Почему целое направление в хоррор-литературе получило название «Мифы Ктулху», когда сам Ктулху занимает не столь значительную роль в пантеоне Древних, чтобы являться основной фигурой мрачной выдуманной реальности? Попробуем разобраться.

Гораздо логичнее, если бы «Мифы» носили название в честь Йог-Сотота или Азатота, как наиболее могущественных существ среди Древних. Однако, как мы видим, сложилось по-иному. Поджанр космических ужасов и целый сеттинг, в рамках которого творят многие писатели ужасов, носит название «Мифы Ктулху», а не «Мифы Азатота» или «Мифы Йог-Сотота».

«Мифы Ктулху» оформились в современном виде благодаря творческой и издательской деятельности Августа Дерлета. Исследователями принято разделять развитие «Мифов Ктулху» на два этапа. Так Роберт М. Прайс в эссе «HP Lovecraft и Cthulhu Mythos» отмечает, что первый этап — это прижизненное творчество Г. Ф. Лавкрафта, а второй — публикации после смерти американского писателя ужасов, когда А. Дерлет попытался ввести собственную классификацию Древних и существенно расширил вселенную.

Первый этап, где за основу взято непосредственно творчество Лавкрафта и ближайшего круга, имеет многие отличительные черты. Считается, что Говард Филлипс Лавкрафт не стремился к созданию единой системы и иерархии Древних. Дэвид Э. Шульц полагает, что Лавкрафт не планировал создавать канонический миф и его воображаемый пантеон служит лишь второстепенным элементом, неким антуражем для его историй. Исследователь С. Т. Джоши также отмечает, что

«воображаемая космогония Лавкрафта никогда не была статической системой, а скорее своего рода эстетической конструкцией, которая оставалась адаптируемой к развивающейся личности создателя и изменяющим интересам …»

 

A sketch of Cthulhu drawn by Lovecraft, May 11, 1934
Зарисовка Ктулху. Г. Ф. Лавкрафт, 11 мая 1934 года

Первый этап развития «Мифов Ктулху» имеет многочисленные особенности. Среди них безразличие космоса к человеческой расе, неспособность людей осознать и понять масштаб происходящего, безысходность и ужас пред лицом вселенной, страшные вопросы, на которые нет ответа. В творчестве Лавкрафта главным героям неоткуда ждать помощи, и частенько они сходят с ума от увиденного или осознания страшной правды. Древним также наплевать на людей, они враждебны человечеству настолько, насколько мы враждебны букашкам, погибающих под нашими шагами.

Второй этап связан с творчеством Августа Дерлета. Коренное отличие от первой стадии заключается в том, что Дерлет вводит в «Мифы Ктулху» идею существования борьбы между добром и злом. Так появляется некая надежда на победу, «Старшие боги», которые могут помочь в борьбе с Древними. Также
А. Дерлет пытается классифицировать могущественных существ по стихиям, например, Хастур относится к воздуху, а Ктулху — к воде. На основе этого он выдвигает версию о вражде Древних между собой.

Август Дерлет основал издательство «Аркхем Хаус», которое публиковало произведения Г. Ф. Лавкрафта и его последователей. Таким образом, благодаря издательству, «Мифы Ктулху» оформились в отдельный жанр хоррора. В далеком 1969 году выходит антология «Рассказы о Мифе Ктулху» или «Сказания Мифов Ктулху». Можно утверждать, что название «Мифы Ктулху» утвердилось для всего жанра благодаря  этой первой антологии. Так книга дала название всему жанру.

2555
Логотип «Аркхем Хаус»

Брайан Ламли, на заре карьеры писавший в жанре «Мифы Ктулху», и чьи рассказы попали в данный сборник, отмечал, что:

«фактически первый настоящий краеугольный камень лег в фундамент Мифа после того как в издательстве «Аркхэм Хаус» вышла ставшая вехой в его истории антология Дерлета — книга, наконец связавшая воедино казавшуюся нескладной конструкцию».

Брайан Ламли высоко оценил роль, какую играют последователи и друзья Говарда Филлипса Лавкрафта для «Мифов Ктулху», продолжающие писать в стилистике космических ужасов:

«Когда заходит речь о Мифе, большинство автоматически ассоциируют его с Лавкрафтом, что в некоторой степени справедливо, поскольку Ктулху был его творением… но сам Миф — нет. Он появился на свет, когда друзья Лавкрафта — коллеги-писатели, с которыми он постоянно переписывался, некоторые редакторы и другие, кому он сам предлагал взять за основу его литературное творчество, — начали писать собственные рассказы на ту же тему».

Лин Картер писал, что «Рассказы о мифах Ктулху » ознаменовали начало новой эры в истории поджанра космического хоррора по многим причинам, в том числе с появлением ряда новых писателей в «Мифах Ктулху».

С появлением первой антологии, по словам Брайана Ламли, «Мифы Ктулху» получили видимость порядка, что сделало жанр более понятным и осмысленным. Он также объясняет с писательской точки зрения, почему сборник, давший название всему жанру, получил именно такое название, а никакое другое. Кроме творчества Дерлета,

«критике подвергалось название антологии Дерлета, «Рассказы о Мифе Ктулху», и сам Миф. Это произошло, главным образом, потому, что другой представитель Великих Древних, Йог-Сотот, рассматривается как более значимая фигура всего пантеона. Но, как я уже отмечал, можно ли было ожидать, что Дерлет опубликует книгу под названием «Рассказы о Мифическом цикле Йог-Сотота»? Слишком длинно, сложно и даже, можно сказать, слишком смешно. В то же время название «Рассказы о Мифе Ктулху» вполне удачно не только по краткости, но и потому, что «звучит» столь емко».

Таким образом, в рамках статьи удалось проследить становление жанра хоррора «Мифы Ктулху» и понять, почему именно такое название стало столь популярным в среде поклонников Г. Ф. Лавкрафта и других писателей ужасов, близких по духу американскому автору. Через несколько лет первое издание антологии «Рассказы о мифах Ктулху» отметит свое пятидесятилетие.

Реклама