Создание книги-симулякра для атмосферы и антуража произведений — не изобретение Говарда Филлипса Лавкрафта. Но лишь в его творчестве данный литературный прием имел беспрецедентный успех. Так «Некрономикон» стал самой большой мистификацией в жанре хоррора, а может и за всю историю художественной литературы. В этой статье приведем примеры мифологизации книг и создания легенды вокруг них.

Некрономикон. Аль-Азиф. Сколько споров, обсуждений, комментариев вокруг этой легендарной книги, которые не утихают годами. На волне любви впечатлительных натур к запретному знанию нажился не один хваткий делец — к примеру, Герман Слейтер, принявший участие в создании «Некрономикона» Симона, а затем продававший его в своем магическом магазинчике, еще в семидесятые годы прошлого века. Более подробно об этом читайте в статьях «Тайна создания «Некрономикона» раскрыта» и «Он вам не Симон: темная история «Некрономикона» Саймона». Однако сам Г. Ф. Лавкрафт не повинен в том, что одни люди настолько доверчивы, а другие пытаются нажиться на этом.
В письмах он множество раз утверждал, что «Некрономикон» — плод воображения:

Я долгое время ссылался на определённые выдержки из Некрономикона — действительно считая неплохим развлечением придание правдоподобия этой искусственной мифологии путём обширного цитирования. Тем не менее, пожалуй стоит написать мистеру О’Нейлу и разуверить его относительно белого пятна в его мифологической эрудиции!

— К Роберту И. Говарду (14 августа 1930)

Что касается «Некрономикона» — трижды использованные за последний месяц намеки на него вызвали невероятное количество запросов относительно истинности и возможности получения работ Альхазреда, Эйбона и фон Юнтца. В каждом случае я искренне сознавался в подделке.

Теперь коснемся «ужасных и запретных книг» — я вынужден сказать, что большинство из них абсолютно вымышлено. Нет и никогда не было никакого Абдула Альхазреда и Некрономикона, поскольку я придумал эти имена сам. 

 — К Виллису Коноверу (29 июля 1936)

Г. Ф. Лавкрафт мог бы гордиться созданным симулякром. Однако его мифический «Некрономикон» пережил его, став неким Snowball — снежным комом, набирающим, чем дальше во времени — тем больший вес. Название не только выдержало проверку временем, но и вдохнуло жизнь во многие новые труды. Обычно выделяют две версии «Некрономикона», которые стоят качественным особняком — упомянутый выше «Некрономикон» Саймона\Симона и вторая книга, «Некрономикон» Уилсона, также известная как Liber Logaeth. Ее в свое время написал известный писатель Колин Уилсон в соавторстве. У каждой из версий есть свои поклонники и противники, и не раз проводился сравнительный анализ, показывающий в выигрышном свету то одну, то другую книгу.

Хотя Г. Ф. Лавкрафт признавался в создании мистификации в письмах, на деле он же самолично поддерживал легенду. В 1927 году Лавкрафт написал эссе «История Некрономикона», которое опубликовали лишь в 1938 году. Наверняка это псевдодокументальное произведение сыграло свою роль в становлении и развитии мифа вокруг подлинности «Некрономикона».

Считается, что шаблон проклятой книги Лавкрафт перенял у Эдгара По. Однако более ярким примером использования данного приема, в русле близкой литературы к «Мифам Ктулху», является «Король в Желтом» Чамберса. Это сборник рассказов, опубликованный еще в 1895 году. Подробнее о нем можно прочесть в статье «О Короле в Желтом». В этом сборнике, в рассказе «Желтый Знак» фигурирует книга, которую не стоит читать — некая французская пьеса, которая так и называется «Король в Желтом». Таким образом, когда Г. Лавкрафту было пять лет, уже публиковались рассказы, использующие шаблон проклятой книги.

Вскоре многие авторы, писавшие в стилистике «Мифов Ктулху», вслед за Г. Ф. Лавкрафтом, переняли данный литературный прием, начиная плодить свои проклятые книги, обмениваясь перекрестными ссылками друг с другом в творчестве. Конечно, Лавкрафт писал не только о «Некрономиконе», упоминая и другие вымышленные труды. Как свои, так и коллег по цеху — Говарда, Смита, Блоха. Но только лишь «Некрономикон» стал настоящей литературной легендой.

Однако о других подобных книгах, выдуманных писателями ужасов, тоже необходимо рассказать, так как на основе данных названий позже выходят реальные книги, сформировавшие, наряду с двумя версиями «Некрономикона», традицию, известную как Культ Древних.

Таковой является книга «Тайны Червя». Ее придумал Роберт Блох, ровно как и Людвига Принна. Лавкрафт писал:

Роберт Блох был озарен идеей о Людвиге Принне и его «De Vermis Mysteriis»

— К Виллису Коноверу (29 июля 1936)

Так появилось еще одно название и целая легенда вокруг. Однако гораздо позже был написан труд, который получил данное название — «Тайны Червя». И это, без преувеличения, очень мощная книга, по силе написанного и содержанию. Она производит такое сильное впечатление, что понимаешь —  либо ее автор настоящий гений, либо это одна из самых отвратительных книг за всю историю человечества.

Покойный Роберт И. Говард ответственен за Фридриха фон Юнтца и его «Unaussprechlichen Kulten»…

— К Виллису Коноверу (29 июля 1936)

Следующим трудом нужно упомянуть «Сокровенные Культы» Фон Юнтца. Этот персонаж, ровно как и его книга, созданы Робертом Говардом. И опять же, спустя время, появляется реальный труд с таким же названием, который, подобно «Тайнам Червя», прочно входит в культурно-магический базис современного Культа Древних. Говард также придумал поэта Джастина Джеффри и его поэму «Люди Монолита», включив данную историю в рассказ «Черный камень».

Книга Эйбона — изобретение Кларка Эштона Смита.

К Виллису Коноверу (29 июля 1936)

Следующий трудом достойным упоминания является «Книга Эйбона». Она не имела такого значительного влияния на формирование и становление Культа Древних, как «Некрономикон», «Сокровенные Культы» или «Тайны Червя», но определенный вклад внесла. Например, популяризируя Древних из числа тех, что придуманы Кларком Эштоном Смитом, самый известным из которых является Цатоггуа.
И эта книга также существует и относительно недавно была переведена и опубликована на русском языке в сборнике «Запретные Тексты Древних». Вероятно, она написана самим Кларком Эштоном Смитом.

На самом деле таких книг — множество. Мы перечислили лишь самые основные. Также важно то, что этот прием живет — проклятые и страшные писания продолжают создаваться писателями «Мифов Ктулху». Пожалуй, самой яркой из таких «новинок» является «Хтаат Аквадинген»,  которую уже пытались разыскать, естественно безуспешно. Потому что она не существует. Ее создал для своих произведений один из успешных современных представителей жанра «Мифы Ктулху» Брайан Ламли.

Более того, он начал карьеру благодаря выдуманным цитатам, из якобы существующих древних фолиантов. В своей время Ламли послал подобные обрывки Августу Дерлету  и тот пришел в восторг от них, посоветовав писать в духе Лавкрафта. Об этом он сам рассказывает в предисловии к одному из рассказов.

Вот так появились очередные кусочки древних фолиантов и название «Хтаат Аквадинген». Но будьте уверены, пройдет время, и такая книга запросто может появиться, если у кого-то хватит таланта и желания написать что-то новое, примерив при этом старое название.

Таким образом, «Некрономикон» и другие книги — миф, ставший реальностью. Остается надеяться лишь на то, что будущие авторы будут настолько подкованы в культурно-литературном и магически-практическом плане, что смогут написать достойную книгу, которая не посрамит взятое историческое имя. И будущая «Хтаат Аквадинген» встанет в один ряд с «Тайнами Червя» и «Некрономиконом».

 

Реклама